Налоговая нагрузка, это что? Зачем нужно ее считать?

Налоговую нагрузку надо воспринимать, как один из самых основных критериев   планирования выездных налоговых проверок.

1.Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. В данном документе содержится формула расчета совокупной налоговой нагрузки, а в Приложении №3, отражены показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства. Ежегодно, не позднее 5 мая, приложение пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть и на сайте ФНС.

2.Письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Данное письмо содержит формулы расчета налоговой нагрузки для конкретных налогов и налоговых режимов, а также перечислены критерии налоговых рисков. Несмотря на то, что письмо ФНС № АС-4-2/12722 от 17.07.2013 было отменено в марте 2017г в части организации работы комиссий по вопросам правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогов, все остальные параметры этого документа для налоговиков остаются актуальными. 

Рассчитаем налоговую нагрузку:

 Совокупная налоговая нагрузка рассчитывается по формуле: 

НН = Н : Д * 100%

где,

НН – Налоговая нагрузка (в %)

Н – сумма налогов, начисленных за период расчета 

Д – Доходы по данным бухгалтерского учета без НДС и акцизов. Включаются все доходы (доходы от реализации и прочие доходы). 

Письмо № АС-4-2/12722 содержит следующие принципы расчета нагрузки: 

По налогу на прибыль: 

ННп = Нп / (Др + Двн),

где: ННп — налоговая нагрузка по налогу на прибыль; 

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли. 

По НДС (1-й способ): 

ННндс = Нндс / НБрф,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБрф — налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ). 

По НДС (2-й способ): 

ННндс = Нндс / НБобщ,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт). 

Для ИП: 

ННндфл = Нндфл / Дндфл,

где: ННндфл — налоговая нагрузка по НДФЛ;

Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ. 

Для УСН: 

ННусн = Нусн / Дусн,

где: ННусн — налоговая нагрузка по УСН; 

Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Дусн — доход по УСН-декларации. 

Для ЕСХН: 

ННесхн = Несхн / Десхн,

где: ННесхн — налоговая нагрузка по ЕСХН;

Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Десхн — доход по ЕСХН-декларации. 

Для ОСНО: 

ННосно = (Нндс + Нп) / В,

где: ННосно — налоговая нагрузка по ОСНО;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС). 

К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам. 

Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате. 

Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100. 

Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование. 

Какой же уровень налоговой нагрузки можно назвать допустимым и каков порядок действий при налоговом планировании данного показателя? 

1 шаг.

Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за предшествующие периоды. 

На данном этапе необходимо сравнить полученные данные с данными за предшествующие периоды, а затем сравнить с данными в Приложении № 3 Приказа ФНС России  от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.  на сайте ФНС.   Необходимо помнить, что  каждый год данные обновляются. 

На 2017  установлены следующие величины совокупной налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, вот некоторые из них: 

Сельское хозяйство 9.8%

Рыболовство 3.4%

Добыча полезных ископаемых 38.5%

Производства по обработке различных материалов 7.1%

Распределение электричества, газа, воды 4.8%

Строительство 12.3%

Торговля оптовая и розничная 2.6%

Гостиницы и рестораны 9%

Связь, транспорт 7.8%

Различного рода операции с недвижимостью, аренда 17.5%

Поставка различного рода коммунальных услуг 25.8%

2 шаг.

Рассчитать нагрузку по всем налогам в раздельности. 

Необходимо учитывать, что , например, по налогу на прибыль для предприятий производственной сферы показатель менее 3% – будет считаться низким. Для торговых организаций показатель налоговой нагрузки менее 1% , также, считается низким. (Письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722). 

3 шаг.

Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. 

Доля вычета не должна превышать 89% (Письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722).

При наличии существенных отклонений от контрольных значений, либо в сравнении с прошедшими аналогичными налоговыми периодами необходимо:

  1. Проверить результаты расчета данных налоговой нагрузки, в связи с возможностью ошибок;
  2. Если расчет не верный – необходимо пересчитать данные;
  3. Если расчет верный – подготовить для налоговой службы аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. 

Причинами низкой налоговой нагрузки могут быть:

  1. Наличие инвестиционной деятельности
  2. Сезонность и низкая реализация,
  3. Увеличение цен поставщиков основных материалов, товаров
  4. Создание складского запаса
  5. Наличие экспортных операций и т.д. 

Вывод: 

Безусловно, выездная налоговая проверка – дело ответственное, ведь она может обойтись проверяемой организации в серьезные деньги, и это не выдумка, а статистика. 

Всегда считайте налоговую нагрузку, и заранее будьте готовы к проверке и даче пояснений в случае значительных отклонений от нормативов или значений предыдущих налоговых периодов.  Это позволит Вам правильно осуществить налоговую оптимизацию в рамках налогового планирования. Вы сможете снизить риск проведения плановой или внеплановой выездной налоговой проверки. Не забудьте, также проверить компанию по всем признакам попадания под концепцию выездных проверок.

Бухгалтерские услуги в Томске

Безошибочный вариант подобрать тарифный план – беседа с нашим специалистом по телефонам или отправьте заявку:

8 (923) 449-07-12

Бесплатная консультация